Выставки • Живопись • Скульптура • 16+
Эпоха Неизвестного. К 100-летию художника. Искусство XX века
О мероприятии
Эпоха Неизвестного. К 100-летию художника:
Выставка «Эпоха Неизвестного. К 100-летию художника» посвящена творчеству Эрнста Иосифовича Неизвестного (1925–2016). В 2025 году исполняется 100 лет со дня рождения мастера, и эта масштабная экспозиция станет логичным завершением празднования 80-летия Победы, подчёркивая вклад Неизвестного — фронтовика, офицера и кавалера боевых наград — не только в искусство, но и в историю страны.
Выставка даёт наиболее полное представление о творчестве Эрнста Неизвестного и состоит из четырёх разделов: «Война — это...», «Неизвестный в Манеже», «Гигантомахия», «Древо жизни», в которых экспонируются произведения скульптуры, графики и живописи из музейных и частных собраний. В 1999 году в Третьяковской галерее проходила выставка иллюстраций Эрнста Неизвестного к Книге Иова, но нынешний проект впервые раскрывает эволюцию художественного языка мастера. Посетители смогут увидеть такие работы, как «Мулатка» и «Портрет разнорабочей Бейсбары», «Орфей» (с 1994 года утверждена в качестве престижной награды телевизионной премии «ТЭФИ»), «Космонавт», «Женский торс» и многие другие.
Выставка в Третьяковской галерее — это не только дань памяти выдающемуся скульптору, но и возможность заново открыть многогранное наследие Эрнста Неизвестного, чьё творчество остаётся актуальным и в XXI веке.
Искусство ХХ века:
Постоянная экспозиция Новой Третьяковки представляет наиболее полную в нашей стране постоянную экспозицию отечественного искусства ХХ века во всём его многообразии — авангард, социалистический реализм, искусство «сурового стиля» и «андеграунда», новейшие течения.
Экспозиция строится на трёх принципах: монографические залы, посвящённые творчеству великих художников; залы коллекционеров; залы, представляющие разнообразие художественных направлений ХХ века.
В обновлённых залах кураторы и хранители представляют новую экспозицию, отражающую современные взгляды на русское искусство начала ХХ века.
Теперь зрителей встречают произведения К.С. Петрова-Водкина и знаменитая картина «Купание красного коня» (1912). Далее выстраивается своего рода эволюционный маршрут: ярчайшие представители раннего авангарда, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов, с их примитивистскими опытами, поисками и экспериментами в лучизме; широкая панорама художественных объединений 1910-х годов — от «Союза молодёжи» до «Бубнового валета» — и знаменитые полотна А.В. Лентулова, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и других «валетов»; зал, посвящённый собранию выдающегося коллекционера Георгия Дионисовича Костаки. Большую часть своего собрания коллекционер передал Третьяковской галерее в 1977 году. Этот дар стал крупнейшим за всю историю музея, и сегодня наши зрители могут в полной мере осмыслить его ценность.
В отдельном зале объединены работы «амазонок авангарда» — А.А. Экстер, О.В. Розановой, Л.С. Поповой и В.Е. Пестель. В монографическом зале Марка Шагала зрителей все также ждёт шедевр мастера — «Над городом» (1918), а в зале Владимира Татлина — знаменитые «контррельефы». Реконструкция выставки ОБМОХУ (Общества молодых художников) 1921 года, самобытная школа П.Н. Филонова и его последователей, а также сразу две версии «Чёрного квадрата» (1915 и 1929) К.С. Малевича и работы его учеников разных лет — эти и многие другие произведения, которые могут стать настоящим открытием, ждут вас в новой экспозиции.