Выставки • Современное искусство • Живопись • Инсталляция • История • 6+
Перформативная материя. От галоши до искусства
О мероприятии
Время работы галереи:
вт-вс 11:00–20:00
Перформативная материя.
Определение материи как непрекращающегося процесса уникальных и всякий раз однократных событий, например, сингулярность — термин, используемый для обозначения единичного, неповторяющегося события, привели к фактическому упразднению дихотомии физического и духовного, органического и эфемерного, реального и виртуального.
В точных науках — на разных уровнях и в рамках различных дисциплин — материя изучалась как физическая, химическая, биологическая, социологическая субстанция и(или) конструкция, оставаясь непреходящим объектом «революционных» открытий. Тогда как квантовая теория перечеркнула постулат классической физики, с открытием волновой теории под вопрос был поставлен самый дуализм волновой, либо корпускулярной природы света.
С развитием цифровых технологий, нарастающим внедрением в повседневную реальность (посредством гаджетов, мобильных приложений, социальных сетей, AR и VR технологий, а также всевозможных интернет сервисов, служб доставок и датчиков шагов, позволяющих, например, обменивать пройденные шаги на бонусы для оплаты реальных предметов и услуг) — взаимоперетекание физического и эфемерного, по сути, привело к созданию нового вида материальности: гибридного пространства перформативного опыта и ситуационного события, обуславливаемого цифровой коммуникацией, влияние которого на формирование контекста существования современного человека и мировоззрения носит перманентный характер.
Цифровые алгоритмы трансформируют бытийность (вечной) материи, форсируя преобразования в новые конфигурации, состояния и качества. Последние обозначаются в принятом нами языке общим термином «информация»: можно сказать, что идеи не трансформируют, а информируют ощущения.
Выставочный проект «Перформативная материя» в рамках пятого сезона фестиваля научного искусства Частоты посвящен теме единства материи и информации, цифровой коммуникации и присутствию в современной городской среде — основном пространстве пребывания современного человека.
От галоши до искусства.
Экспозиция посвящена деятельности и продукции градообразующего завода «Красный Богатырь», основанного в 1887 году в селе Богородское, а также тесной взаимосвязи промышленности и нового искусства, возникшего в первой половине ХХ века.
Завод «Красный Богатырь», просуществовавший более века, изначально был основан как Московское товарищество резиновой мануфактуры и выпускал широкий ассортимент резиновой продукции. Предприятие было широко известно не только среди москвичей, но и жителей страны. В 1910 году завод был реорганизован. На его основе было создано Общество резинового производства и торговли «Богатырь». Для строительства и реконструкции корпусов пригласили видного архитектора московского модерна — Густава Августовича Гельриха. С 1923 года, приобретя современное название — «Красный Богатырь», завод становится важнейшим промышленным предприятием в СССР, обеспечивающим население резиновой обувью: галошами и резиновыми сапогами.
Не менее важным местом в Богородском для жителей и рабочих завода стал, основанный в 1922 году Клуб имени Ильича при «Красном Богатыре» (c 1957 года Дом культуры имени Ильича), где работал центр ликвидации безграмотности и пролетарский литературный кружок. Клуб располагался на Краснобогатырской улице вблизи берега реки Яузы. Дом культуры включал в себя различные культурно-образовательные секции: хоровой и драматические кружки, духовой и струнный оркестры, кружок кройки и шитья, физкультурный, электротехнических и другие.
«Красный Богатырь» занимал особенное место в жизни района Богородское. Несмотря на закрытие завода в 2004 году, местное население до сих пор с трепетом относится к сохранению памяти уцелевшей постройки. Многие поколения, проживающие в районе Богородское, помнят предприятие, будучи сотрудниками, продавцами или покупателями резиновой продукции завода, сохраняя исторические фото и видеохроники.
В экспозиции выставки «От галоши до искусства» представлены галоши и резиновые сапоги второй половины ХХ века, произведённые на «Красном Богатыре», сведения из экскурсионных программ для гостей завода, схема процесса производства галоши, а также материальные источники — фрагменты постройки. Продукция завода пользовалась невероятным спросом по всей стране, становясь вдохновением для великих русских деятелей культуры (В. Гальба, А. Жаба, М. Зощенко, О. Мандельштам, В. Маяковский, В. Пивоваров, А. Родченко, М. Сергеев, М. Шкапская и другие). Экспозиция дополнена как шутливой, меланхоличной и рекламной поэзией, посвященной галошам, так и графикой художников-авангардистов, которые обыгрывали продукцию резиновой промышленности; включает в себя историю знакового тандема С. Прокофьева и С. Эйзенштейна, а также хронику досуговой жизни рабочих завода в Клубе имени Ильича завода «Красный богатырь» (c 1957 года Дом культуры имени Ильича).
Культурно-исторический срез будет продемонстрирован архивными фотографиями ХХ века, а также документальным короткометражным фильмом о рабочем процессе на заводе «Красный Богатырь».