Балет • 16+
Чайка
О мероприятии
Композитор — Илья Демуцкий.
Хореограф-постановщик — Юрий Посохов.
Дирижёр-постановщик — Антон Гришанин.
Композитор — Илья Демуцкий.
Мировая премьера балета «Чайка» состоялась 1 июля 2021 года в Большом театре.
Сюжет классической пьесы Антона Павловича Чехова уже давно освоен балетным театром. Причём в пьесе из русской жизни конца XIX века, отразившей слом эпох и приход модерна на смену реализму, каждый из хореографов выделял собственную тему.
Впервые к «Чайке» ещё в 1980 году обратился Большой театр. Тогда партитуру одноимённого балета написал Родион Щедрин, а постановку осуществила Майя Плисецкая. Она же стала исполнительницей главной роли. Вокруг судьбы Нины Заречной и её страстных поисков творческой реализации было сосредоточено действие спектакля. У Плисецкой были достойные партнёры: партию Треплева исполнял Александр Богатырёв, Тригорина — Михаил Габович—младший. Этот балет активно выезжал на гастроли. Кроме того, Плисецкая поставила его в нескольких европейских театрах.
Ещё одна знаковая «Чайка» (на сборную музыку) взлетела в 2002 году в Гамбургском балете Джона Ноймайера. Он первым увидел в Косте Треплеве молодого хореографа-модерниста, а в Аркадиной — прима-балерину, верную традициям академического балета. Спектакль был перенесён в Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, репертуар которого украшал свыше десяти лет.
Собственную версию «Чайки», на музыку Сергея Рахманинова, предложил в 2007 году Борис Эйфман. Этот балет «повествовал» о современной российской действительности, о сменяющей безвременье перестройке и молодых поэтах-бунтарях, в которых угадывались такие культовые фигуры, как Виктор Цой или Борис Гребенщиков.
Нынешняя «Чайка» Большого также существует в реалиях ХХ столетия. Но создатели спектакля стремятся воспроизвести психологию и философию классических персонажей, поэтому сценография Тома Пая лишь отдельными деталями намекает на то, что наличествует некий интервал между временем действия чеховской пьесы и временем действия балета. А место действия вполне условно: это может быть не только российская деревня, но и американская провинция.
Хореограф Юрий Посохов долго вынашивал идею собственной «Чайки». «Эта пьеса пропитана балетной образностью: возможна монологичность, возможен диалог, — размышляет он. — Любой разговор на балетной сцене ведётся посредством жеста, объятия, а каким красноречивым может стать один взгляд женщины! Как и мужчины. У меня есть любимое место: па де де Дорна с Треплевым. Это именно разговор двух людей, в котором один морально поддерживает другого, заставляет поверить в свой талант».
Посохов, один из лучших принцев Большого театра конца XX века, в самом начале своей карьеры сам танцевал в кордебалете в «Чайке» Щедрина—Плисецкой, которая, по его признанию, оказала влияние на его восприятие балета. «Я ищу язык, которым хочу выразить мысль. Пытаюсь этого достичь органичным способом. У меня были попытки идти в авангард, но они не оправдались. Лучше избегать прямолинейности, решил я. И тогда я перестал бояться быть таким, как есть», — рассказывает он о своей работе. Посохов, в своё время танцевавший в балетах ведущих хореографов мира, в том числе авангардных, в собственных спектаклях вернулся к неоклассическому стилю. Что, собственно, и есть сюжет для небольшого рассказа.
Продолжительность: 2 часа с одним антрактом.
Время
120 мин.