Концерты • Классическая музыка • 12+

Даниэль Сальвадор. 700 лет органной музыки

О мероприятии

Исполнитель: Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор — орган (Испания). Прожить семь столетий за полтора часа? В Новый год возможны любые чудеса! Испанский органист Даниэль Сальвадор изобрёл самую настоящую машину времени: в его программе можно услышать, как менялся музыкальный мир и сам орган на протяжении семи столетий. Даниэль собрал в одном концерте уникальную коллекцию сочинений — от анонимных пьес из рукописей XIV века до самого исполняемого композитора современности Арво Пярта. Рассказ начнётся в средневековых Англии и Германии с музыки из старинных кодексов — в них сохранились самые ранние пьесы для органа, а продолжится он в Испании музыкой крупнейшего органиста и композитора эпохи Возрождения Антонио де Кабесона (наставника короля Филиппа II) и самобытной органной музыкой Польши. Мостик от Возрождения к барокко перекидывает великий нидерландский мастер Ян Питерсзон Свелинк, которого называли «Амстердамским Орфеем». Приятные сюрпризы ждут любителей барочной культуры. Помимо Баха, Сальвадор предлагает вспомнить двух великих органистов добаховского периода — итальянца Джироламо Фрескобальди и француза Николя де Гриньи. О славе и величии первого говорит тот факт, что с 1608 года до самой смерти он занимал пост органиста собора св. Петра в Риме, где послушать его игру собиралось до 30 тысяч человек! Второй — знаменитый органист собора в Реймсе, сочинения которого собственноручно переписывал Иоганн Себастьян Бах. На пути к романтизму слушатели встретятся с музыкой для механического органа в часах, а романтизм представлен сонатой Феликса Мендельсона и чудесной миниатюрой князя Владимира Одоевского — «русского Фауста» и пропагандиста Баха в России XIX века. Орган ХХ века — это целый мир, и Сальвадор хочет показать, насколько разным, непостижимым он может быть. Поэтому заключительную часть программы он составил из максимально контрастных произведений: трансцендентное, мистическое «Явление вечной Церкви» великого мастера Оливье Мессиана; строгая, написанная по законам средневековой мессы пьеса Арво Пярта Annum per annum; виртуозная, эффектная концертная токката Ханса-Андре Штамма. В программе: Робертсбриджский кодекс (ок. 1330–1360, Англия) — Estampie Retrové (Эстампида переделанная); Буксхаймская органная книга (ок. 1460, Германия) — Die Süß Nachtigal («Сладкий соловей»); Миколай из Кракова (1488?—ок. 1550, Польша) — Hajducki («Гайдуки»); Антонио де Кабесон (1510–1566, Испания) — Diferencias Sobre el Canto Ilano del Cavallero (Вариации на тему «Песнь о рыцаре»); Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621, Нидерланды) — Ballo del Granduca («Танец Великого Герцога»); Джироламо Фрескобальди (1583–1643, Италия) — Бергамаска; Николя де Гриньи (1672–1703, Франция) — Récit de Tierce en Taille (Gloria, de la Messe du Premier Livre D’orgue) / Речитатив терции (Слава, из Мессы Первой органной книги); Иоганн Себастьян Бах (1685–1750, Германия) — Токката и фуга ре минор, BWV 565; Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791, Австрия) — Andante фа мажор для механического органа; Сезар Франк (1822–1890) — Финальный хор для «Рождественской мессы»; Владимир Одоевский (1803–1869, Россия) — «Молитва без слов»; Оливье Мессиан (1908–1992, Франция) — Apparition de l’Église éternelle («Явление вечной Церкви»); Арво Пярт (*1935, Эстония) — Annum per Annum («Год за годом»); Ханс-Андре Штамм (*1958, Германия) — Toccata Gaelica («Гэльская токката»).
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-6913579-3", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-6913579-3" }) })
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-6913579-2", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-6913579-2" }) })