Концерты • Классическая музыка • 6+

Шедевры Сергея Рахманинова

О мероприятии

Российский национальный оркестр Художественный руководитель — народный артист России Александр Рудин Дирижер — Александр Соловьев Солист — Энджел Вонг, фортепиано. В программе: Сергей Рахманинов Симфоническая фантазия «Утёс», ор. 7 Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, ор. 30 «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром ля минор Симфонические танцы, ор. 45 Программу апрельского концерта в Большом зале консерватории составили произведения Сергея Васильевича Рахманинова. «Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды, — писал о себе Рахманинов. — Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка». Под управлением главного дирижера и музыкального руководителя Михайловского театра, маэстро Александра Соловьева прозвучат произведения, принесшие Рахманинову мировую славу, а также титул «самого русского» композитора XX столетия. Солирующую партию в сочинениях для фортепиано с оркестром исполнит один из самых многообещающих молодых пианистов, обладатель второй премии XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского Энджел Вонг. Откроет концерт симфоническая фантазия «Утес», написанная в 1893 году только что окончившим консерваторию молодым автором, вдохновившимся одноименным стихотворением Михаила Лермонтова. Как и написанная ранее опера «Алеко», фантазия «Утес» очень понравилась Чайковскому. Признанный мэтр даже предложил включить фантазию в программу его предстоящего европейского тура, однако планам не суждено было сбыться из-за внезапной смерти великого русского классика. Вечер продолжит Третий фортепианный концерт, написанный летом 1909 года и ставший блестящей кульминацией творческих исканий того периода. Это подлинный шедевр, по популярности и силе эмоционального воздействия не уступающий знаменитому Концерту № 2 Премьера состоялась в ноябре 1909 года в Нью-Йорке с автором в качестве солиста. Это выступление и последовавшие вслед за ним американские гастроли дали мощный старт международной карьере Рахманинова, закрепив за ним славу выдающегося пианиста своего времени. Спустя 25 лет еще одно произведение для фортепиано с оркестром было представлено американской публике уже на тот момент знаменитым композитором. Над «Рапсодией на тему Паганини, вдохновленной 24-м каприсом легендарного итальянского скрипача, Рахманинов работал на своей швейцарской вилле Сенар летом 1934 года. Жанровое определение (рапсодия) многие исследователи связывают с появлением «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина. Рахманинов присутствовал на ее премьере, искренне симпатизируя автору. Между тем, «Рапсодия на тему Паганини» — это цикл вариаций на тему самого знаменитого каприса. А о содержании опуса можно судить, основываясь на письме Рахманинова к хореографу Михаилу Фокину. Для нового балета на свою музыку он предложил использовать легенду о Паганини, продавшего душу дьяволу за невероятное мастерство и любовь женщин, но в итоге оказавшегося «побежденным». Завершением программы станет оркестровая сюита «Симфонические танцы», написанная в 1940 году. Как отмечают исследователи, в этом произведении заложены черты автобиографичности. Первоначально трем частям сюиты Рахманинов предпослал названия: «День», «Сумерки» и «Полночь», подразумевая под ними этапы человеческой жизни. Однако впоследствии он отказался от программы. «Симфонические танцы» стали итогом творческого пути — это последнее произведение Рахманинова, его духовное завещание. Размышляя о трагических судьбах России и мира, он, тем не менее, оставляет слушателям надежду, в смертельном противостоянии добра и зла отдавая победу символическому торжеству жизни над смертью.
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-6913579-3", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-6913579-3" }) })
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-6913579-2", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-6913579-2" }) })