Концерты • Классическая музыка • 6+
Вивальди «Времена года». Праздничный концерт к 8 марта
13 марта 19:00
О мероприятии
Прекрасным вечером, приглашаем вас на праздничный концерт, посвящённый Международному женскому дню. Специально для наших дорогих зрителей прозвучат музыкальные шедевры выдающихся композиторов эпохи барокко — Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха.
На сцену поднимутся виртуозные музыканты московского камерного оркестра Tchaikovsky Orchestra под руководством дирижёра Сергея Лурана и подарят вам незабываемые эмоции самого нежного и прекрасного праздника в году!
Тема времён года не раз воплощалась в музыкальном искусстве. Существует более 10 версий этой темы, к ней обращались Йозеф Гайдн, Александр Глазунов, Астор Пьяццолла, Джон Кейдж, Владимир Мартынов и другие композиторы. Но самым первым воплощением, ныне превосходящим по популярности все иные версии, являются «Времена года» Вивальди — четыре концерта для оркестра и солирующей скрипки, написанные им в 1723 году. Вивальди написал свыше 500 концертов, но именно этот цикл достиг поистине мировой популярности. В оригинале он называется Le Quattro Staggioni (Четыре времени года), его основная тема — красота и изменчивость природы, а также бытовые зарисовки. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих месяцу года, крайние из которых написаны в быстром темпе, а средняя — в медленном. Композитор предпослал каждому концерту сонет и дал названия частям, которые помогают раскрыть их содержание.
Концерт для альта с оркестром си минор Генделя был впервые опубликован известным альтистом, композитором и музыковедом Анри Густавом Казадесюзом (1879–1947), одним из основателей движения музыкального аутентизма во Франции. Некоторые исследователи высказывают мнение, что Концерт на самом деле был написан самим Казадезюсом — тем более, что за ним числятся подобные стилизации, например, Сюита для струнного оркестра в стиле Баха. Общее строение трехчастного цикла и его тематизм выдержаны в стиле Генделя и его современников. Но инструментовка и приёмы развития в Концерте скорее напоминают стиль венских классиков. Тем не менее, яркая и драматичная музыка Концерта, украшающая репертуар современных альтистов, по-прежнему исполняется и записывается как сочинение Генделя.
Такие же сомнения в авторстве существуют и в отношении Оркестровой сюиты Баха соль минор, несмотря на включение её в список сочинений Баха Bach-Werke-Verzeichnis (BWV) под номером 1070 Современные публикации сюиты происходят из собрания рукописей, подготовленных Кристианом Фридрихом Пензелем, одним из последних учеников Баха, в 1753 году. Впервые сюита была опубликована Bach Gesellschaft в 1897 году. Однако, современные музыковеды считают, что сюита ближе к музыкальному стилю одного из сыновей Баха — Вильгельма Фридемана. Американский музыковед Дэвид Шуленберг, опубликовавший подробное исследование в 2010 году, полагает, что Бах является «наиболее вероятным кандидатом» среди возможных авторов сюиты, ссылаясь на тесные отношения Вильгельма Фридемана с Пензелем. Сюита состоит из пяти частей (увертюра и несколько танцев) и по структуре напоминает французские сюиты.
В программе:
I отделение
Вивальди — Цикл концертов «Времена года»:
Весна. 1. Пришла весна; 2. Спящий пастух 3. Деревенский танец;
Лето. 1. Жара. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина; 2. Летняя страда; 3. Летняя гроза;
Осень. 1. Танец и песня крестьянских парней; 2. Спящие пьяницы; 3. Охота;
Зима. 1. Сильный ветер; 2. У камина; 3. Прогулка по льду.
II отделение
Гендель — Концерт для альта с оркестром h moll;
Бах — Сюита для оркестра g moll.
В программе возможны изменения.
Исполнители:
Московский камерный оркестр — Tchaikovsky Оrchestra;
Художественный руководитель и дирижёр — Сергей Луран;
Cозданный дирижёром, композитором и продюсером Сергеем Лураном.
В состав оркестра вошли яркие молодые музыканты, выпускники Московской консерватории и Академии музыки им. Гнесиных. «На каждом концерте мы стремимся создать определенную атмосферу, выстроить связь со зрителем, погрузить его в свою вселенную. Наша задача не просто озвучивание нотного текста, мы рассказываем историю». Сергей Луран.