Опера • 6+
Иоланта
О мероприятии
Либретто Модеста Чайковского по драме Генриха Герца «Дочь короля Рене».
Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев.
Дирижёр-постановщик — Антон Гришанин.
Дирижёр — Павел Сорокин.
Режиссёр-постановщик, художник по костюмам — Эльчин Азизов.
Режиссёр по пластике — Мария Соколова.
Композитор — Пётр Чайковский.
«Иоланта» была заказана Чайковскому дирекцией Мариинского театра вместе с балетом «Щелкунчик». Считается, что идея соединить в один вечер одноактную оперу и двухактный балет принадлежит директору Императорских театров Ивану Всеволожскому.
В основе оперы — драматическая поэма датского драматурга Генриха Герца «Дочь короля Рене» о чудесном исцелении слепой принцессы. Хотя история и является полностью выдуманной, у действующих лиц есть реальные исторические прототипы — Иоланда Анжуйская, её отец Рене Анжуйский и её муж Фредерик II Водемонский. Этот сюжет уже был освоен русской театральной сценой. В 1888 пьеса в переделке Владимира Зотова была поставлена в Малом театре. Спектакль продержался в репертуаре несколько сезонов. Именно на переделке Зотова и основано либретто Модеста Чайковского.
В июле 1891 композитор приступил к работе над оперой, начав с дуэта Иоланты и Водемона. «Более чем когда-либо я влюблён в сюжет «Иоланты» и твоё либретто сделано вполне отлично, — писал он брату Модесту, — я напишу такую оперу, что все плакать будут». В сентябре был готов клавир, а в декабре закончена и оркестровка.
Осенью следующего года начались репетиции. Оперой дирижировал Эдуард Направник, балетом — Риккардо Дриго. 5 декабря 1892 в присутствии Александра III состоялась генеральная репетиция. «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка того и другого великолепна», — писал композитор. 6 декабря 1892 с большим успехом прошла премьера. Многие сольные номера бисировались. Режиссёр Мариинского театра Г. П. Кондратьев писал: «Вся опера произвела самое выгодное впечатление, и по окончании её много раз вызывали Чайковского, Направника и всех исполнителей». Несмотря на восторженный приём публики, критика отнеслась к новым сочинениям прохладно. Сам композитор писал брату Анатолию: «Вся петербургская пресса занимается руготнёй моих детищ, кто во что горазд. Но я к этому вполне равнодушен, ибо не впервой, и я знаю, что в конце концов возьму своё».
Через год после петербургской премьеры, 11 ноября 1893 «Иоланта» впервые была представлена в Большом театре. Дирижировал Ипполит Альтани, постановку осуществил Антон Барцал, оформил спектакль Карл Вальц. В заглавной партии выступила Маргарита Эйхенвальд (именно её Чайковский хотел видеть и в петербургской постановке).
Всего на сцене Большого театра опера была поставлена восемь раз: в 1893, 1899, 1917, 1940 (спектакль был возобновлён в 1951 году), 1974, 1997, 2015 и 2025. Спектакли 1940, 1974 и 1997 гг. стали настоящими долгожителями, «продержавшись» в репертуаре девятнадцать лет, двадцать три года и семнадцать лет соответственно.
Нынешняя постановка «Иоланты» стала первой премьерой юбилейного 250-го сезона. Музыкальный руководитель постановки — Валерий Гергиев, премьерной серией представлений дирижировали Антон Гришанин и Павел Сорокин. В качестве режиссёра-постановщика и художника по костюмам выступил ведущий солист оперной труппы Большого Эльчин Азизов. Для него это был режиссёрский дебют в оперном жанре (режиссёр кино по образованию, Эльчин Азизов также является автором нескольких фильмов). Именно в «Иоланте» артист впервые вышел на сцену Большого театра, став одним из лучших исполнителей партии Эбн-Хакиа. Сценическое оформление спектакля создала Альона Пикалова, световую партитуру — Андрей Абрамов. По словам режиссёра, отправной точкой для спектакля стала идея «поместить героев оперы в атмосферу настоящего, дышащего историей замка, утопающего в роскошных цветах». «Отказавшись от исторического реализма, я сделал выбор в пользу творческого полёта мысли и чистой визуальной поэзии, — говорит Эльчин Азизов. — Моя «Иоланта» — это не строгая реконструкция эпохи, а скорее волшебная сказка, в которой эмоции и музыка первичны, а окружающий мир им тонко подыгрывает».
Продолжительность: 2 часа 10 минут.
Время
130 мин.