О мероприятии
В программе концерта петербургской органистки Натальи Михайловой и её учеников — студентов кафедры органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского государственного университета, а также учащихся органной студии при храме св. Станислава — популярная классика композиторов XVIII-XX вв., а также несколько сочинений XXI века.
Н. Брунс был учеником Д. Букстехуде, он прославился как органист и скрипач. Известны лишь несколько его сочинений для органа, которые говорят о выдающемся композиторском даре. Импульсивная Прелюдия ми минор, открывающая концерт, создана в жанре stylus fantasticus, которому присущи эмоциональность и разнообразие характеров.
Шесть Трио-сонат были написаны И. С. Бахом для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они задумывались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. Эта изящная музыка требует от исполнителя координации высокой степени. Прозвучит Andante из Трио-сонаты № 4 ми минор.
И. Г. Вальтер — немецкий теоретик музыки, лексикограф, органист и композитор. Им написаны хоральные обработки, партиты, сюиты, концерты-транскрипции по произведениям других авторов, токкаты, прелюдии и фуги для органа и клавира, кантаты, мессы и камерно-инструментальные сочинения.
На стиль Вальтера повлияло творчество И. Пахельбеля, Д. Букстехуде, С. Шейдта, Я. П. Свелинка и других мастеров XVII века. Его произведения отличаются тщательностью контрапунктической проработки и строгому следованию теоретическим правилам. Будет исполнен Концерт си минор в трёх частях (по А. Вивальди).
Творчество И. Пахельбеля — одна из вершин южнонемецкой органной музыки периода барокко. При жизни наибольшую известность приобрели именно его органные произведения (более 200). Пахельбелем написаны шесть Чакон, демонстрирующих искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения — рельефностью. В программе концерта — Чакона фа минор.
Концерт А. Вивальди ре минор, переложенный для органа Бахом, — яркий пример совершенного письма гения. Средняя часть — лиричная Сицилиана, а завершается цикл стремительным Финалом.
В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо Баха. Будет исполнена хоральная обработка «Приди, язычников Спаситель».
Х.-А. Штамм — современный немецкий органист и композитор. Для его творчества характерно заимствование фольклорных элементов из разных культур: латиноамериканской, славянской, кельтской. Часто акцент делается на использовании оригинальных танцевальных ритмов. Музыку Штамма отличает радостный, оптимистичный характер. Прозвучит Фантазия на тему христианского предрождественского гимна «Приди, приди, Эммануил».
В программу концерта включено сочинение Futurophobia в трёх частях современного композитора Егора Казакова. Футурофобия — неуверенность в завтрашнем дне, беспокойство человека перед будущим. Именно эти образы отражены в пьесе. Произведение прозвучит в исполнении автора.
Л. Боэльман — французский композитор второй половины XIX века. Он учился в Парижской школе Нидермейера у Э. Жигу и Г. Лефевра. Боэльман много гастролировал по Европе, писал критические статьи. Его композиции получили высокую оценку современников, выразившуюся в нескольких премиях Международного общества органистов и капельмейстеров. Он создал около 160-ти произведений, значительная часть которых предназначена для органа. В заключение концерта в исполнении руководителя органного класса Натальи Михайловой прозвучат Молитва и Токката из «Готической сюиты» — самого популярного сочинения Боэльмана.
Программа концерта:
Николаус Брунс (1665-1697)
Прелюдия in e (малая)
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Andante из Трио-сонаты № 4 ми минор, BWV 528/2
Иоганн Готфрид Вальтер (1684-1748)
Концерт си минор, LV 133 (по RV 275 Вивальди):
Allegro — Adagio — Allegro
Исп. Олеся Журавкина
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Чакона фа минор, POP 16
Исп. Татьяна Сваровская
Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах
Largo e spicсato — Finale из Концерта ре минор, BWV 596
Исп. Егор Казаков
Иоганн Себастьян Бах
Хоральная обработка Nun komm, der Heiden Heiland
(«Приди, язычников Спаситель»), BWV 659
Ханс-Андре Штамм (род.1958)
Хоральная фантазия O komm, o komm, Emmanuel («Приди, приди, Эммануил»)
Исп. Мария Полякова
Егор Алексеевич Казаков (род.2006)
Futurophobia: Allegro — Larghetto — Prestissimo
Исп. Егор Казаков
Леон Боэльман (1862-1897)
Молитва Деве Марии и Токката из «Готической сюиты», op.25
Исп. Наталья Михайлова