Концерты • Классическая музыка • Экскурсии • 6+
Новогодний орган при свечах: от Щелкунчика до Jingle Bells
01 января 20:00
О мероприятии
В первый вечер наступившего года неутомимый Анджей Дикович приглашает на праздничный концерт, наполненный теплом рождественского настроения и ожиданием новогодних чудес.
Концерт откроет We Wish You a Merry Christmas — музыкальный символ западного Рождества. Этот светский рождественский гимн появился в XVI веке в Юго-Западной Англии. Он восходит к английской традиции одаривать в Сочельник поющих гимны христославов. А ещё — это один из немногих традиционных английских рождественских гимнов, в котором упоминается празднование Нового года!
«Визитная карточка» европейского Рождества — «Тихая ночь». Песня написана немецким органистом и композитором Францем Грубером на текст священника Йозефа Мора. Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее Каролино-Августеум
Бах и Вивальди. Две вершины эпохи барокко Германии и Италии. Они никогда не виделись, но лейпцигский кантор, основательно изучив творчество неуёмного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов, став их соавтором.
История создания всемирно известной рождественской песни O Holy Night весьма необычна. Оригинальный текст Minuit chrétiens принадлежит жителю французского города Рокмора, продавцу вина Пласиду Каппо, а музыка — выпускнику Парижской консерватории Адольфу Шарлю Адану. Собственный текст побудил Каппо найти талантливого музыканта для завершения творческого процесса. Так уж получилось, что им оказался находящийся на пике славы Адольф Шарль Адан, автор уже нашумевшего к этому моменту балета «Жизель». Вскоре рождественская песня стала столь популярной, что её стали переводить на другие языки и исполнять в разных странах.
Глава романтической органной школы Франции Сезар Франк, представленный красивейшей органной Фантазией, писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни. Он создал божественную музыку, соединив в ней землю и небеса. Отмеченная высокой духовностью и безупречностью формы, она доходит до самого сердца, продолжая волновать и восхищать наших современников.
Балет «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского уже третий век идёт на мировых сценах, погружая нас в волшебную рождественскую и новогоднюю ауру. Каждый его номер — абсолютный хит. Сегодня вы вновь вспомните эту удивительную историю, рассказанную великим сказочником Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом.
Лирические эпизоды вечера — «Снег над Ленинградом» из самого «новогоднего» советского фильма «Ирония судьбы» и шлягер Summertime из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина.
«Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы — четыре больших танго. Великий Астор назвал свой цикл Cuatro Estaciones Portenas, определяя словом Porteno тех, кто обитает в тесноте узких улочек портовых кварталов Буэнос-Айреса. Колоритные зарисовки из жизни обитателей окраин: любовь и одиночество, страсть и разлука в большом городе — вот о чём знаменитые «Времена года».
В основе кантаты «Наше Рождество» аргентинского композитора, пианиста и дирижёра Ариэля Рамиреса библейский сюжет о рождении Христа и путешествии Святого семейства через пустыню. Номер «Паломничество» известен в качестве заставки к телепередаче «В мире животных». Долгое время все были уверены, что любимый мотив сочинил легендарный Поль Мориа. Мелодия так понравилась французскому шансонье Жилю Дрё, что он попросил поэта Пьера Деланоэ написать к ней новый текст. В результате появилась песня под названием «Жаворонок» о прошедшем лете, уходящей любви и маленьком жаворонке.
Знаменитый рождественский хит Jingle Bells, завершающий праздничный вечер, на самом деле, был предназначен совсем для другого праздника. Джеймс Пьерпонт сочинил песню в 1857 году ко Дню благодарения. Она называлась One Horse Open Sleigh, речь шла о зимних забавах и шалостях и ни разу не упоминалось о Рождестве! Новогодний орган при свечах: от Щелкунчика до Jingle Bells — роскошный новогодний подарок в первый день наступившего года.
Петербург — это не только Невский проспект, Дворцовая площадь и Летний сад. Белоснежный шпиль римско-католического храма Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы, возведённый по проекту выдающегося зодчего Николая Бенуа, устремляется в небеса в потаённом уголке города, где нет шумных толп туристов. Именно здесь в ноябре 2025 года открыта новая точка органного притяжения. Лучшие органисты наших дней поразят вас разнообразием программ в серии концертов «Незнакомый Петербург: орган в церкви Бенуа».
Но это ещё не всё! Перед каждым концертом настоятель храма лично проведёт для вас экскурсию, на которой вы узнаете интереснейшие факты из истории храма и посетите семейное захоронение великой творческой династии Бенуа, расположенное в церковной крипте.
Архитектурный шедевр Николая Бенуа находится на территории бывшего католического кладбища на Выборгской стороне. На нём нашли последнее пристанище многие известные петербуржцы-католики. Здание было спроектировано и воплощено зодчим в неороманском стиле в период 1856–1859 годов. В 1877–1879 годах по желанию прихода Бенуа дополнил архитектурный ансамбль колокольней. Сам зодчий был этим фактом крайне недоволен, так как его замысел утратил изначальную гармонию и целостность. В советское время кладбище было уничтожено, а церковь закрыта. В начале XXI века храм был возвращён верующим.
Внимание! В продаже билеты двух категорий — с экскурсией и без экскурсии. Экскурсия начинается за 30 минут до концерта.
Электронный орган: Johannus.
Программа:
Светский рождественский гимн We wish you merry Christmas;
Франц Грубер (1787–1863) — «Тихая ночь»;
Антонио Вивальди (1678–1741) / Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Концерт ля минор в 3-х частях, BWV 593;
Французская детская народная песня Fra Martino;
Адольф-Шарль Адан (1803–1856) — O, Holy Night;
Сезар Франк (1822–1890) — Фантазия ля мажор;
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) — Фрагменты из балета «Щелкунчик»;
Микаэл Таривердиев (1931–1996) — «Снег над Ленинградом» из к/ф «Ирония судьбы»;
Джордж Гершвин (1898–1937) — Summertime из оперы «Порги и Бесс»;
Астор Пьяццолла (1921–1992) — «Зима» из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе»;
Ариэль Рамирес (1921–2010) — Паломничество из кантаты «Наше Рождество»;
Джеймс Пирпонт (1822–1893) — Jingle Bells в авторской транскрипции Анджея Диковича.
Исполнитель:
Анджей Дикович (орган) — лауреат международных конкурсов.
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут (без антракта).