Концерты • Классическая музыка • 6+

Тихая ночь, святая ночь

О мероприятии

Исполнитель: — Лауреат международных конкурсов Светлана Фурник (орган, Санкт-Петербург). Нарядная рождественская программа петербургской органистки Светланы Фурник состоит из сочинений композиторов Германии, Австрии, Франции и России разных веков. Светлана Фурник — талантливая органистка, выступающая в концертных залах Санкт-Петербурга и России, а также преподаватель органа Музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова СПб. Красочную рождественскую программу петербургской органистки Светланы Фурник откроет яркая Прелюдия и фуга до мажор И. С. Баха. Части цикла написаны в разное время: Прелюдия в Лейпциге в 1730 году, а фуга в Веймарский период (1708–1717). Они безукоризненно сочетаются в едином порыве. Г. А. Меркель — выдающаяся фигура немецкой романтической органной музыки, ученик Р. Шумана и К. Г. Райсигера. В его композиторском наследии девять органных Сонат, первая из которых написана для двух органистов (op.30), и несколько десятков органных миниатюр. В этих работах можно заметить влияние Ф. Мендельсона и Й. Г. фон Райнбергера. Будет исполнена «Рождественская пастораль» Меркеля. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» — двухактная постановка на либретто М. Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Премьера балета в постановке Льва Иванова состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой Чайковского «Иоланта». В том же 1892 году была издана сюита из балета «Щелкунчик» в переложении для фортепиано в четыре руки А. С. Аренского. В программе концерта — 3 известных и любимых фрагмента из Сюиты. Прозвучит «Лангедокский ноэль» А. Гильмана (ноэли — это старинные французские рождественские песни). Гильман — французский композитор, органист и педагог, один из основателей парижской школы Schola Cantorum. Он сочинял преимущественно для органа. Сонаты Гильмана предвосхитили появление жанра Органной симфонии. «Маленькая ночная серенада» — пьеса в четырёх частях, написанная В. А. Моцартом в 1787 году. Её I часть Allegro является одним из наиболее узнаваемых произведений великого композитора. Это жизнерадостное и необыкновенно гармоничное произведение мастера. Французский композитор К. Дебюсси — ведущий представитель музыкального импрессионизма. Его произведения отличаются необычайным изяществом, поэтичностью и образностью. Широта талантов Дебюсси позволила ему достичь высот в искусстве исполнения, дирижирования и музыкальной критики. Созданные им произведения во многом определили образ музыки XX века. «Бергамасская сюита» Дебюсси изначально создана для фортепиано. Наиболее выразительная её часть — пьеса «Лунный свет». В ней музыкальными средствами замечательно изображается струящаяся вода при свете луны. Цикл «24 пьесы в фантастическом стиле» был написан французским композитором Л. Вьерном в 1926–1927 годах. Одно из самых популярных сочинений из этого цикла — пьеса «Вестминстерские колокола». Это токката, музыка которой отличается особенной яркостью. Вьерн виртуозно сумел передать в ней колокольный перезвон. «Вокализ» — известное вокальное сочинение С. Рахманинова из «14 песен», op.34, опубликованное в 1912 году. Оно посвящено музе композитора — оперной певице А. Неждановой. Пьеса написана для голоса (сопрано или тенора) с аккомпанементом фортепиано. Она не содержит слов, а поётся на одном гласном звуке (на выбор исполнителя). На концерте оно будет исполнено в переложении для органа соло. Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, к которой относят и Ш.-М. Видора. На создание симфоний для «короля инструментов» композиторов вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Прозвучит одно из самых популярных сочинений времени «французского романтизма» — Токката из Симфонии № 5 Видора. Ф. К. Грубер был австрийским учителем начальной школы и церковным органистом конца XVIII первой половины XIX века. Он сочинил популярный рождественский гимн «Тихая ночь» на слова Й. Мора для двух голосов и гитары. Английский пианист, дирижёр, композитор и аранжировщик рубежа XIX–XX веков Г. Э. Джил переложил это сочинение для органа соло. Им завершится рождественская программа. В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): — Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545; — Густав Адольф Меркель (1827–1885). — Рождественская пастораль, ор.56 Пётр Ильич Чайковский (1840–1953): — 3 части из сюиты «Щелкунчик», ор.71а (транскрипция для органа С. Фурник); — Марш; — Арабский танец; — Танец Феи Драже. Александр Гильман (1837–1911): — «Лангедокский ноэль». Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791): — Аллегро из «Маленькой ночной серенады», KV 525 (переложение для органа Р. Лопеса). Клод Дебюсси (1862–1918): — «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» (транскрипция для органа А. Селя) Луи Вьерн (1870–1937): — «Вестминстерские колокола» из цикла «24 пьесы-фантазии», op.54 № 6. Сергей Рахманинов (1873–1943): — Вокализ, ор.34 № 14 (транскрипция для органа Ж.-П. Имбера). Шарль-Мари Видор (1844–1937): — Токката из Симфонии для органа № 5, ор.42 № 1. Франц Ксавьер Грубер (1787–1863): — Stille Nacht, heilige Nacht («Тихая ночь, святая ночь»), H.145 (аранжировка для органа Г. Джила). Продолжительность концерта: 1 час 15 минут.
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-6913579-3", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-6913579-3" }) })
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-6913579-2", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-6913579-2" }) })