Документальный • Биография • Кино • Авторское кино • Beat Film Festival • 18+
Нам Джун Пайк: Луна — первый телевизор
О фильме
Захватывающая биография основоположника видеоарта, который скрестил дзен с новыми технологиями и предвосхитил эпоху селфи и ТикТока
Статуэтка Будды сидит перед телевизором, в котором показывают ту же самую статуэтку: Будда поглощён изображением самого себя. Знаменитую инсталляцию отца видеоарта Нам Джун Пайка тянет связать с одержимостью селфи, но она была создана за 35 лет до появления соцсетей. Пайк считал, что работа художника — думать о будущем, и это у него получалось. Он уехал из Кореи в Германию, чтобы изучать классическую музыку, но отказался от карьеры пианиста, увидев будущее сначала в перформансах Джона Кейджа (который станет его близким другом и соавтором), а потом — в новых технологиях. Экспериментальные работы Нам Джун Пайка, созданные в Америке в 70-х и 80-х годах, — это наше настоящее: инсталляции из мониторов, одномоментно транслирующих десятки сюжетов, — современный поток информационного шума, короткие почти бессюжетные ролики — протоТикТок.
Но большое видится на расстоянии, а в этом фильме классик современного искусства, умерший в 2006 году, показан вблизи. Тут Нам Джун Пайк — и эмигрант с неистребимым акцентом, переживающий потерю родины (из-за боязни политических преследований он снова побывал в Корее лишь спустя 23 года после отъезда), и чудак с горящими глазами и парадоксальным чувством юмора, который посмеивался над разгромными статьями критиков и не жаловался на вечную бедность. О его фигуре рассуждают знатоки и современники, от кураторов до Марины Абрамович, но в повествовании всё же солирует сам Пайк — голос за кадром (он принадлежит звезде сериалов «Ходячие мертвецы» и «Грызня» Стивену Ёну) читает его дневники и манифесты. В одной из таких записей Пайк говорит, что технологии — лишь инструмент, которому нельзя позволить подмять человеческое, и так снова подтверждает свой дар видеть будущее.
Фильм-участник международной программы «Я так вижу» фестиваля документального кино Beat Film Festival (2023) и международной программы Beat Weekend (2023).
Номинант на Гран-при кинофестиваля «Сандэнс» (2023) в категории документальных фильмов.
Демонстрируется в рамках программы Best of Beat фестиваля документального кино Beat Film Festival (2024), в которую включены самые популярные фильмы Beat Film Festival последних лет.
В рамках сеанса 8 июня в кинотеатре «Иллюзион» фильм представит основательница подкаста «Искусство для пацанчиков» Настя Четверикова.
О фестивале
Beat Film Festival — международный фестиваль документального кино о новой культуре
Самый большой фестиваль документального кино в России, основанный в 2010 году Кириллом Сорокиным и Алёной Бочаровой. Beat Film Festival ежегодно проходит в Москве в начале лета, а осенью приезжает в 21 город России как Beat Weekend. За годы своего существования он превратился в масштабное культурное событие, которое знакомит горожан c лучшими образцами современного документального кино о музыке, современном искусстве, урбанистике, уличной культуре, моде и новых технологиях.
Миссия фестиваля — открывать для широкой публики жанр документального кино как формы городского досуга.
Каждый Beat Film Festival — это кинопремьеры, специальные события и показы по всему городу: в кинотеатрах и музеях, культурных центрах и клубах, и десятки тысяч зрителей. В программе — громкие фильмы из программ международных кинофестивалей и фильмы молодых российских авторов, собранные в национальный конкурс, который направлен на поддержку молодых российских режиссёров, образовательная программа с паблик-токами и тематическими дискуссиями в Фестивальном центре и специальные музыкальные события.
В ролях
Нам Джун Пайк
Время
107 мин.
Страна
США
Год производства
2023